|
АРАБСКИЙ ТЕРРОРИЗМ
В ЗЕРКАЛЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
( по материалам интернет - изданий)
Лановой В.Е.
(Институт корпоративной безопасности, АЕН)
В последующие после событий 11 сентября 2001 года недели и месяцы
периодические издания всего мира пестрят обилием публикаций, посвященных
разработке проблем терроризма и, в частности, арабского терроризма.
Арабский терроризм предстал перед международным сообществом фактором,
угрожающим безопасности цивилизации и позиционирующим\культивирующим
наиболее дремучее и злокачественное направление ислама.
Настоящая статья - результат сканирования ряда интернет-изданий
с целью выявления определенного перечня актуальных мотиваций, стимулирующих
субъектов террористического акта на его совершение, которые приведены
ниже.
Проекция собственной агрессии на евреев и христиан. "Мы не
можем оставить землю Аллаха этим злобным евреям и христианам",-
говорит бен Ладен
Потребность в "сбросе", отреагировании агрессии, генетически
фиксированной. "С детства я чувствую ненависть к американцам
и веду войну против них"
Уолтер Лакер, американский историк и политолог: "Внезапность,
скандальность и вопиющая жестокость - основные составляющие терроризма.
Главные признаки терроризма - анонимность и отрицание каких бы то
ни было норм. "Истоки"
Брутальная демонстративность и нарциссизм - невербальное выражение
концепции "Мы бедные страдальцы, мы генетически унижены и угнетены,
другими словами, нам нечего терять в этой жизни" (см. Ветхий
Завет, кн.1, глава 16, строфа 11, слово "аних" в переводе
с иврита - твое страдание, гнет, унижение, притеснение, бедность).
Юрий Гладильщиков, кинокритик: "Терроризм - отчасти шоу. И
терроризм и шоу-бизнес нуждаются друг в друге. Терроризм невозможен
без гласности и прилюдности, что это геройство непременно на миру,
что это отчасти театр, что терроризм нарциссичен (отчего еще более
мерзок), писал в свое время Юрий Трифонов. О том, что телекамеры
поощряют людей к позерству и, в конечном счете, к насилию. "Итоги",
05.04.2001
Возложение бен Ладеном на себя роли пророка, защитника угнетенных
и униженных, исполняющего т.н. "миссию очищения" от "отбросов"
Запада.
"Мы должны извлечь урок из опыта наших братьев в Палестине.
…Они превратились в бедняков и стали дешевой рабочей силой евреев.
"Каждый американец - враг. Мы требуем освобождения наших земель
от американцев. Мы обращаемся к сынам мусульманского народа и призываем
их участвовать в Джихаде и бороться с Америкой и ее союзниками.
Мы должны защитить наш народ от США, Израиля и их союзников и оказать
сопротивление оккупантам".
Террор - инструмент политического давления и шантажа.
Жан Бодрийар, французский философ и социолог: "Единственное
"отражение" терроризма - вовсе не цепь вызванных им исторических
следствий, а рассказ, шокирующее сообщение о нем в средствах информации.
Однако, этот рассказ принадлежит порядку объективности и информативности
не больше, чем терроризм - порядку политического. И тот и другой
находятся за пределами и смысла, и репрезентации - в сфере, которая,
является если не областью мифа, то во всяком случае, областью симуляции.
"В тени молчаливого большинства"
Создание тотального пространства опасности в местах, которые современное
государство возводит как тотальное пространство безопасности, отож-дествление
террора как перста судьбы, "Б-жьего наказания".
Стремление к тотальной власти, к власти над всем миром в виде "государства
Ислам" "Мы предупреждаем их, что любые удары по Афганистану
будут рассматриваться как удары по государству Ислам", - говорит
бен Ладен.
Стремление к манипулированию исторической реальностью и абсолютизации
власти над ней и жизнью, в целом "Я владею жизнью, жизнью тех,
кто становится нашими жертвами, жертвами теракта, я владею всей
жизнью, я - бессмертен", - рефреном вторит внутренний голос
бен Ладена, а, возможно, не только внутренний. Идентификация себя
с Б-гом, Всевидящим и Всемогущим
Жан Бодрийар: "Что такое в действительности терроризм, как
не своеволие в утверждении конца истории? Это искушение самому осуществить
этот конец посредством безотлагательных и радикальных действий.
Вместо того чтобы ждать всеобщего конца истории, терроризм сам позиционирует
себя как экстатический конец в надежде вызвать этот Судный День
или, по крайней мере, создать для него условия. Это, конечно, иллюзорный
вызов, но тем не менее всегда фасцинативный, поскольку время и история
нигде больше так глубоко не переживаются". "Патафизика
2000 года
Объединение мусульман всего мира в соответствии с идеологически
фиксированной стратегической целью - захват власти в мире посредством
совершения террористических актов и навязывания им, в связи с этим,
коллективной ответственности, посредством тиражирования СМИ трагических
ситуаций.
Отказ от ответственности и принятие ответственности за террористические
акты, стремление "обелить" их и представить как акты милости
Б-га. "Их утверждения голословны, если речь не идет о подстрекательстве.
Я никогда не отказывался от того, что был одним из тех, кто выступил
в защиту нашего народа". "Теракты были милостью Всемогущего
Аллаха…", - говорит бен Ладен.
Жак Ширак, президент Франции: "Tерроризм - война, не знающая
границ и лишь в редких случаях имеет лицо" (из выступления
на Генеральной Ассамблее ООН, 24.09.1986).
Протест консервативных религиозных и националистических радикальных
групп против модернизации, протест против наднационального капитализма
западного типа, против государств, выражающих идеологию модернизации,
в защиту национальных объединений или религиозной идеологии, имея
в виду, что модернизация стимулирует утрату чувства безопасности
народов слабо развитых стран, изменяя привычный традиционный облик
их среды. "Я очень горжусь этими людьми, которые выступили
против унижения, в котором пребывал наш народ" (бен Ладен).
Культивирование специфического смысла жизни "уничтожение неверных".
"Мы выбрали свой собственный путь, и нас не интересуют американские
ракеты". Камикадзе идентифицируют себя с Б-жьими избранниками,
действующими исключительно по приказу и воле Б-га, что придает их
жизни "великий смысл", прославляет его и всю его семью.
"…Аллах примет этих молодых людей как мучеников за правое дело".
Изоляция от международного сообщества как проявление некоего чувства
коллективной неполноценности и мазохизма, возможно, в связи с драматической
неудачей интеграции в современный мир, который ненавистен и желанен
одновременно.
Месть современному миру (и самим себе) за неудачу в адаптации к
его условиям, которую испытывает та или иная религиозная, политическая
или этническая группа.
Дестабилизация мирового сообщества с целью перехвата политической
инициативы
Итог мне кажется достаточно пессимистичным. В качестве аргументации
этого итога вполне корректно звучат строфы из Ветхого Завета, поскольку
арабы считают Ишмаэля и Эсава, сына и внука Авраама, своими праотцами.
1. "И сказал ей ангел Г-сподень: вот ты беременна, и родишь
сына, и наречешь ему имя Ишмаэль, ибо услышал Г-сподь страдание
твое" (Бырэйшит 16, 11). "И будет он дикарь-человек; рука
его на всех, и рука всех на него, и пред лицом всех братьев своих
жить он будет" (Бырэйшит 16, 12)
Дикарь-человек - сочетание слов, нигде в Ветхом Завете более не
встречающееся "пэр адам" и относящееся только к Ишмаэлю.
· который любит жить в пустынях, занимаясь охотой на зверей ("И
был Б-г с тех пор с этим отроком: и вырос он, и поселился в пустыне,
и стал стрелком из лука"; "И стал он жить в пустыне Паран…"
- Бырэйшит 21,20) [комментарий Раши].
· краткое метафорическое описание кочевников, "детей пустыни",
не уважающих никого, кроме своего вождя, пренебрежительно относящихся
к жизни, вероломных по отношению к пришельцам, всегда готовых к
войне. [классический комментарий Сончино сост. гл. раввином Британск.
Империи д-ром Й. Герцем]
· Рука его будет занесена на всех. Он будет разбойником [комментарий
Раши]
· А рука всех на него. Все будут ненавидеть его и драться с ним
[комментарий Раши]
2. "И вышел первый красный, весь как плащ волосатый. И нарекли
ему имя Эсав" (Бырэйшит 25, 25)
· Красный цвет - признак врожденной склонности к кровопролитию,
которые в юные годы выразилась в страсти к охоте. [комментарий Сончино
и Раши]
3. "И сказал Эсав Яакову: "Дай похлебать мне красного,
красного этого, потому что я устал. Поэтому дали ему прозвище эдом"
(Бырэйшит 25, 30)
· Дай похлебать мне - Букв. "Залей мне в горло". Глагол,
использованный здесь для описания действия, не встречается больше
в тексте Ветхого Завета. Он служит для создания образа животной
жадности и несдержанности [комментарий Сончино]
· Этого красного, красного - Красная чечевица. В тот день умер Авраhам,
чтобы не видеть ему как Эсав, его внук, вступает на путь зла. (А
иначе) нет "старости доброй" (Бырэйшит 25,8), обещанной
ему Б-гом, который сократил его жизнь на пять лет, ведь Ицхак прожил
180 лет, а Авраhам - 175. [комментарий Раши]
· Эдом - В этот день Эсав совершил несколько тяжелых преступлений,
не остановившись и перед убийством человека. Поэтому ему кажется
красной даже чечевичная похлебка. В этот момент впервые в полной
мере проявилась его склонность к убийству, о которой раньше можно
было только догадываться [комментарий Сончино]
Нам угрожает обвинение в шовинизме, но очень трудно удержаться
от обоб-щений, когда становишься невольным свидетелем вакханалии
радости всего арабского мира в момент гибели сотен и тысяч людей
в рушащихся небоскребах. Доминик Муази, заместитель директора Французского
института международных отношений в Париже анализирует новую политическую
ситуацию в мире, сложившуюся в результате терактов в США и войны
против талибов, он пишет: "Уже определяются победители и проигравшие.
Россия извлекает пользу, государство как институт и национализм
переживают возрождение. ООН утрачивает свое влияние, как и НАТО,
которое все больше походит на незапланированную жертву 11 сентября"
(Financial Times, Мир после войны).
Всех потомков Ишмаэля, к которым себя причисляют арабы, можно разделить
на две части: первую часть, которую можно купить, и потому какое-то
время она может быть неопасной и вторая часть, которую купить невозможно,
по различным причинам, в том числе, по религиозным, и потому она
всегда будет представлять угрозу для всех окружающих людей.
28 ноября 2001 года
|